Категории каталога

Начинающему коллекционеру [3]
Статьи будут полезны всем кто решил заняться таким увлекательным делом как коллекционирование монет. Впрочем и просто любопытным людям они будут интересны.
Интересные факты о деньгах [9]
Интересные факты о деньгах вообще и монетах в часности

Форма входа

Наш опрос

Как давно Вы занимаетесь коллекционированием?
Всего ответов: 205




Вс, 15.06.2025, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Coins world
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Нумизматика » Начинающему коллекционеру

Руководство столетней давности по нумизматике русской и иностранной для любителей и коллекционеров (Часть I)
Руководство столетней давности по нумизматике русской и иностранной для любителей и коллекционеров

Собирание монет сделалось одной из наиболее распространенных и любимых отраслей коллекционирования. Собирают нумизматические коллекции любители всех возрастов, не щадя иногда крупных затрат для приобретения редких экземпляров для своих коллекций. Объясняется это увлечение тем, что собирание монет дело серьезное, но вместе с тем в высшей степени интересное и поучительное.
Помимо своего спортивного характера, свойственного и всякому коллекционированию, собирание монет имеет еще глубокое научное и образовательное значение. Более или менее полная коллекция монет, меновых знаков - это, можно сказать, своего рода наглядная политическая и социальная история государств. Со стороны собирателя требуется известная подготовка, усвоение хотя бы главнейших познаний как из области той науки, которая специально посвящена изучению монет - нумизматики, так и из области техники монетного дела, истории в связи с производством и употреблением меновых знаков и пр.
Дать в руки собирателей монет краткое руководство, в котором они бы нашли основные сведения по нумизматике и всему, что касается коллекционирования монет, - такова наша цель. Описать постепенное развитие чеканки монет, состав монетного металла, история монет в древнем мире, в средние и новые века и, в отдельности, в России, необходимые данные относительно литературы по нумизматике и собиранию монет, русской и иностранной, подробности о монетной торговле, стоимость монет, определение их редкости, подделки и фальсификация монет и пр. Это, точнее будет сказать, минимум необходимых знаний для каждого собирателя.
Материалом для составления этой статьи служили лучшие иностранные руководства по данному вопросу (главным образом книги Штюкельберга и Брендике), а также те из русских, в которых встречаются наиболее важные сведения, относящиеся к собиранию монет любителями нумизматики.
Избегая всего лишнего, составитель старался включить в руководство, только то, что существенно важно, необходимо или, по крайней мере, полезно знать каждому собирателю, в особенности начинающему.



Отдел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Глава I. ВВЕДЕНИЕ.

Нумизматика - наука, занимающаяся изучением монет. Она представляет важную отрасль археологии, в особенности древние монеты служат важным источником различных ученых изысканий по мифологии, культуре, образе правления, военном быте, торговле, промышленности, литературе, нравам и одеяниям древних народов. Не менее важны монеты для изучения истории искусства и культуры, они наглядно обрисовывают положение той и другой в известную эпоху.
По ним шаг за шагом можно проследить постепенное развитие художественности, начиная с самой безыскусной чеканки и рисунка, до высшего их процветания. Они указываю и на то, как варвары - наследники древнего мира - довольствовались грубой чеканкой металлических пластинок для изображения своих государственных монет и медалей.
Высокой степени развития искусство достигает на греческих монетах. Особенно процветало искусство чеканки в городах Великой Греции и Сицилии, преимущественно в богатых Сиракузах. Уже Винкельман, 'вновь открывший классическую древность', хвалил головы Прозерпины и богини источников Аретузы, изображенные на сиракузских тетрадрахмах. Такой же искусной работой, как идеальные лица божеств, отличаются на древних монетах и другие изображения. Полны жизни и правды головы на ряде монет, принадлежащих эпохе Селевкидов, Птоломеидов и Пергамской династии. Также римские императорские монеты в особенности, большие бронзовые, представляют, вплоть до Коммода, пластические создания искусства, вплоть до Постумия носят на себе чрезвычайно жизненные и прекрасно передающие оригинал изображения. Без монет черты многих римских императоров и императриц остались бы неизвестными нам. Нумизматика также послужила основой иконографии. Монеты передают нам не только изображения государей, но также и других мужей древности, как, например, Вара (медные монеты африканского города Ахулла). Исторически верные изображения сохранились и консульских республиканских монетах. Изображения эти опираются на восковые маски предков, сохранившиеся в каждом знатном роде.
В средние века искусство чеканки монет почти совершено падает, только в самом начале эпохи Возрождения итальянские художники впервые создали по античным образцам новые великолепные произведения медальерного искусства. Так, например, Виктор Комело уже занимался чеканкой, тогда как старинные итальянские медали с 1400 года только отливались. Вскоре немецкие мастера с честью соперничали в этом деле с итальянскими и перегнали их. Образцом этого расцвета медальерного дела служит появление старинных, наиболее художественных брактеатов.
Таким образом монеты и медали служат для эстетика источником величайшего наслаждения, в высшей степени поучительным, представляют историку искусства полную картину развития прикладных знаний и техники, дают ученому ряд типов известной эпохи, иконографу верные оригиналу изображения. Они обогащают новыми данными сведения об одеждах древних и снабжают нас ценными пояснениями, относительно обычаев их жизни и культуры еще более ценны те указания, которые дают монеты историку. Там, где недостает документов - часто одни монеты проливают свет на темные места истории. Так, известному историку Моммзену удалось установить подлинное место сражения в тевтобургском только с помощью монет. Повелители Босфорского государства знакомы нам только по монетам. До начала чеканного искусства миновали целые столетия, не оставив нам никаких достоверных документов о событиях, которые в течение их происходили. С тех же пор, как государства стали отмечать на металлических пластинках свои денежные знаки, едва ли найдется столетие, которое не может быть восстановлено на основании этих пластинок. Отделанные в совершенстве ил небрежно, выбитые монеты одинаково являются истинными свидетелями своей эпохи.
Письменное изложение событий бывает проникнуто личными узкими взглядами его автора или испорчено переводом и неверным изложением - преимущество нумизматики составляет ее беспристрастность и верность духу времени. Монеты знакомят нас с именами и владениями государей, дают верные указания стран и городов, родов и династий, служат, следовательно, вспомогательными средствами для политической географии и геральдики. Главным же образом, монета, как денежный знак - сообщает нам, если верно понять ее язык, о важнейший торговых отношениях древних и новых народов, свидетельствует нам о народном благосостоянии, о сношениях гражданских, о положении рынков. При этом принимается во внимание то обстоятельство, носят ли на себе многие монеты изображение одного и того же места, одного и того же государя, металл, из которого приготовлены монеты, их вес, ценность, внешний вид. Мы получаем таким образом верную картину старинного денежного рынка, следим за постепенными переходами в ценности и внешнем виде монет, видим внезапные глубокие перемены в весе их и ценности, тогда, как и теперь, нужда или угроза банкротства государства вызывали насильственное повышение цен самых маловажных предметов.

Глава II. СОСТАВ МОНЕТЪ.

Обращающиеся ныне в цивилизованных государствах металлические знаки довольно резко подразделяются на два разряда: одни приготовляются из ценного металла высокой пробы, другие - из металла низкой пробы или же из дешевых сплавов. Первые, высокопробные, называются банковской монетой, вторые, низкопробные - разменной или билонной монетой (от испанского слова vellon - мъль). Банковская монета имеет нарицательную цену, вполне соответствующую стоимости заключающегося в ней металла. Она, обыкновенно, чеканится из золота, но приготовляют ее также и из высокопробного серебра. Разменной, низкопробной или билонной монетой называется такая, нарицательная цена которой значительно превышает стоимость заключающегося в ней металла. Монета эта представляет те же ассигнации или кредитные билеты, в которых материал не играет почти никакой роли или весьма малую, и они важны только по праву обмена их на необходимые предметы. Появление на рынке низкопробной монеты было вызвано необходимостью, так как при мелочной торговле, для расплаты необходимы денежные знаки, иногда весьма незначительной ценности, приготовлять которые из ценных металлов было бы затруднительно, так как монеты при этом выходили бы слишком мелкие, с неясным чеканом и легко подвергались бы порче и потере. Правительства, ради сохранения доверия к низкопробной монете и для ограждения от фальшивой монеты, обыкновенно, принимают известные предосторожности, как-то: ограничить выпуск этой монеты и установить пределы, в каких каждый житель государства обязан принимать в уплату низкопробную монету.

В международной торговле, кроме банковской монеты, довольно часто употребляются для крупных расплат слитки золота и серебра, которые при этом каждый раз тщательно взвешиваются, пробуются и клеймятся. Такое предпочтение слиткам происходит оттого, что: 1) в различных государствах употребляются различные металлические сплавы, 2) в международной торговле важно избавиться от обмена денег, влекущего за собой утомительные расчеты стоимости их по курсу, меняющемуся каждый день, 3) выгодна перевозка чистых металлов в слитках, нежели в чеканной монете.
К монетам иногда причисляют так называемую медальную монету, выпускаемую по случаю народных торжеств, которая, обыкновенно, носит на себе изображение того события, ради которого чеканена. Обращение такой монеты не обязательно, хотя она обладает всеми свойствами настоящей монеты, то есть имеет вес, пробу и размер законной монеты. Первая медальная монеты в России была выпущена при Петре I.
Золото и серебро не употребляются для чеканки совершенно чистыми, но в сплаве их с медью. Причиной этому служит то обстоятельство, что эти благородные металлы сами по себе очень мягки, и монеты, приготовленные из них, очень скоро портились бы. Сплав же их с медью значительно тверже обоих металлов, и монеты из него лучше сохраняются в обращении. Говоря иначе, прибавление к ним меди способствует лучшему сохранению наружного вида монеты, их веса, а, следовательно, - законной ценности. Кроме того, при этом понижается и ценность каждого отдельного кружка, вследствие чего устраняется необходимость чеканить малые кружки при мелкой монете.
Вопрос относительно количества прибавляемой меди долго оставался нерешенным. При значительной прибавке меди, золото и серебро теряют свой красивый вид, и монета из такого сплава скоро чернеет, быстро изнашивается. К тому же, большая прибавка меди ведет к непроизводительным расходам и может сделать монету неудобной к обращению вследствие излишней тяжести. Долголетним опытом найдено, что сплав, содержащий 0,9 частей золота и 0,1 меди, вполне удовлетворителен. Он был узаконен во Франции в 1803 году и в настоящее время принят большинством государств. В России употребляется золотой сплав высшей пробы, именно 88-й, отвечающей французской 0,916, что нельзя не признать ошибкой. Что касается серебра, то сплав его с содержанием 0,1 меди и 0,9 серебра слишком высокопробный - монета из него легко подвергается истиранию, рисунок в ней весьма непрочен. Но такая проба была узаконена в 1803 году во Франции и долго держалась во многих государствах. Теперь, впрочем, даже во Франции для чеканки серебряной монеты, кроме 5-франковой, принят сплав 0,835, близкий к отношению 5/6, который на деле оказывается весьма удобным и прочным.
Низкопробная разменная монета в настоящее время чеканится из различных сплавов, чаще всего из сплава серебра и меди и никеля. Сплавы эти более других отвечают требуемых качествам, то есть, они довольно тягучи, прочны и однообразны, а также вязки, легко заполняя все углубления гравированного штемпеля. Проба серебряных сплавов, употребляемых в различных государствах для чеканки разменной монеты, весьма различна. Во Франции, например, она равна 0,835, у нас же, в России, 0,5 или 48-1. Сплавы эти больше и больше выходят из употребления, потому что монета, приготовленная из них, быстро изнашивается и чернеет. Кроме того, серебро имеет еще слишком высокую ценность для приготовления мелких монет, удобных к отделке и к обращению. В виду этого, издавна уже стали делать мелкие монеты из меди, как малоценного металла, или из дешевых сплавов, в числе которых теперь наиболее употребителен сплав меди и никеля, впервые примененный в Бельгии в 1860 году. В настоящее время никелевый сплав, состоящий из 25% никеля и 75% меди, употребляется для чеканки мелкой монеты во многих государствах. Монеты из него имеют, по крайней мере сначала, хороший белый свет, не окисляются, по величине своей весьма удобны к обращению и, будучи тверже серебряной монеты, долее ее сохраняют чеканку. Более важное неудобство никелевой монеты состоит в том, что сам никель - металл довольно дорогой, и монета, приготовленная из него, стоит относительно дорого.
Медь, как материал для выделки мелкой монеты, употребляется еще довольно часто, особенно в России. Но медные монеты очень неудобны во многих отношениях. Они скоро истираются, чернеют, пачкают, обладают дурным запахом и проч. Поэтому в виду улучшения качества их, к меди прибавляют олово и цинк, то есть, превращают ее в бронзу. Бронзовые монеты были в большом употреблении уже в древности, в современных нам государствах они были введены в 1850 году в Швейцарии, где применяется сплав из 95 частей меди, 4 части олова и 1 части цинка. Сплав этот с течением времени был введен для чеканки мелкой монеты вол многих государствах.

Глава III. ВЫДЕЛКА МОНЕТЪ.

Монета, как основание торговых отношений, как принятая представительница ценностей всех предметов, как мерило их, окружается везде самыми строгими гарантиями. Выделка ее или монетное производство, имеющее непосредственное соприкосновение с драгоценными металлами, постоянно находится под строгим контролем и надзором, операции по выделке монет совершаются всегда в особых, весьма тщательно устроенных, заведениях, называемых монетными дворами. Ответственность за ценность металла лежит, обыкновенно, на лицах, заведующих работами монетного двора, которыми бывают или коронные чиновники (например, в России, Германии, Австрии, Англии и некоторых других государствах), или же частные контрагенты и подрядчики (во Франции, Бельгии, Швейцарии и проч.), которые в таких случаях принимают на себя выделку монеты на известных условиях, внося залог и получая плату с веса выделанной монеты. Наблюдение за достоинством выпущенной монеты, то есть, за ее пробой, весом, наружной отделкой и проч., - возлагается или на администрацию монетного двора, или двор коронный, или на особую, назначенную правительством комиссию, если монетным производством занимается частное лицо. Такие комиссии существуют во Франции, Бельгии, Швейцарии и пр.
Так как не все монетные дворы имеют возможность получать чистое золото и серебро, то на некоторых их них, в том числе и на С.-Петербургском, устроены особые лаборатории для перечистки доставляемых ценных металлов. На таких монетных дворах монетное дело состоит из двух операций:
а) приготовление чистого золота и серебра
в) выделки из них монеты.
Другие монетные дворы, принимая только чистые металлы, занимаются исключительно переделкой их в монеты (как, например, лондонский монетный двор).
Очищенные золото и серебро, прежде механической переделки в монету, приводятся в известную пробу или легируются. Проба эта, как было сказано уже, в различных государствах различна. С легированием связано одно неудобство - так называемая ликвация, состоящая в неоднородности сплава, вследствие чего затрудняется точное определение пробы. В виду этого, все европейские государства с давних пор узаконили пределы точности в пробах монетных сплавов. Предел этот (ремедиум), выработанный опытом, однообразен для золотой монеты и равен одной семитысячной доли, для серебряной же он довольно разнообразен. Одна России не установила ремедиума для своих монетных сплавов, что влечет за собой значительные неудобства.
Медь, употребляемая для легирования, также должна быть по возможности чистой. Для этого предварительно ее подвергают пробам. Способность меди тянуться в тонкую проволоку считается достаточным доказательством ее чистоты.
Сплавка металлов, обыкновенно, производится в графитовых тиглях. Впрочем, серебро иногда сплавляют и железных или чугунных тиглях. Плавят за раз не более шести пудов золота, серебра же от 10 до 60 пудов. Операция эта продолжается от 2 до 8 часов времени, под конец металл тщательно перемешивают, берут пробу и, если она удовлетворительна, сплав выливают в изложницы, то есть, особые формы, предварительно смазанные маслом, салом, вообще жиром. Отлитые полосы, особенно же золотые, оставляют на некоторое время в изложницах, иначе они, быстро вынутые, темнеют, медленно же остывшие - сохраняют свой натуральный цвет. Если плавка правильная и металлы чисты - отлитые полосы, при дальнейшей обработке, оказываются ковкими, тягучими и вообще обладают всеми необходимыми качествами. В противном же случае их подвергают переплавке. Размеры полос бывают разнообразны. Главным образом различают полосы толстые и тонкие, последние имеют то преимущество, что, быстро застывая, уменьшают влияние ликвации и, кроме того, сокращают работу по их плющению, но зато увеличивают количество обрезков и работу по отливке. При легировании, как и при других операциях, неизбежны некоторые потери сплавляемых металлов, не превышающих одной тысячной доли их.
Отлитые полосы, приведенного в известную пробу металла подвергают плющению в вальках, с целью довести их до требуемой толщины. Плющение имеет следствием некоторую жесткость металла, прежнюю мягкость возвращают ему при помощи отжигания, которое производится или в отражательных печах, или же в трубах, наполненных углем и герметически закрытых. При последнем способе устраняется окисление меди в полосах легированного металла.
Окончательно выплющенные и отожженные полосы поступают в станки для прорезки в них монетных кружков. Зараз обыкновенно прорезают по одному кружку, но на некоторых монетных дворах (например, В Лондоне, Риме и Вене) прорезывают по два. Подвигание полосы, при прорезке, совершается механически, что позволяет увеличить число прорезаемых в известное время кружков и, кроме того, вследствие правильности хода полосы, уменьшается число обрезков, вообще устраняет зависимость успеха работы от искусства и внимания рабочих.
Прорезанные, так называемые черные кружки подвергаются затем разбраковке по весу, для отделения легких от тяжелых. Операция это производится посредством взвешивания, обыкновенно механического или машинного. Черные кружки, оказавшиеся тяжелыми, подвергаются строганию или опиливанию. На большей части современных монетных дворов употребляется взвешивательные системы Непера, особенность которых состоит в том, что они указывают не только точный вес, но также и ремедиум в ту или другую сторону, то есть плюс или минус, и, согласно этому, распределяют взвешенные кружки по различным ящикам. Черные кружки, оказавшиеся при разработке годными, поступают в следующую операцию, называемую гурчением. Она состоит или в простом сжатии краев кружка и поднятии их выше середины его, для облегчения отчеканки на нем штемпеля, или в нарезании на ребре его узора. Гурчение кружков производится в так называемых гуртильных станках.
После гурчения, черные монетные кружки поступают в отбел. Отбел высокопробной монеты состоит в обжоге ее, чтобы удалить с поверхности кружков приставшее к ним во время площения сало, масло и всякую грязь, а также сообщить им мягкость. Обожог совершается без доступа воздуха в медных или железных трубах, наполненных углем и монетными кружками. Накалив до красна, кружки высыпают в резервуар с проточной водой. Обожженные таким образом кружки получают свой натуральный цвет, и не нуждаются более ни в каком отбеле. Низкопробные же монетные кружки накаливаются до красна при доступе воздуха, чтобы выжечь приставшую к ним грязь, а также перевести находящуюся на поверхности кружков медь в окись, чем облегчается ее растворение в кислоте. Затем нагретые еще кружки обрабатываются слабой серной кислотой, при чем медь (то есть окись меди) растворяется, оставляя след чистого серебра и придавая этим хороший вид кружкам. Отбеленные кружки промывают несколько раз водой и затем подвергают вращению в медных бочках, куда кладут по 12 золотников винного камня на каждые 140 фунтов кружков. После их опять промывают водой, высушивают и перетирают тряпками. Потеря золота и серебра при отбеле высокопробной монеты доходит на Санкт-Петербургском монетном дворе до 3 золотников на пуд металла в монете, при низкопробной же серебряной монете - до 30 золотников на пуд монеты.
Вслед за операцией отбела, кружки, называемые уже белыми, подвергаются опять сортировке с целью отделения тех, которые окажутся пленистыми, а также с пятнами и другими пороками. Годные белые кружки поступают в чеканку. Она производится обыкновенно посредством рычажных прессов или станков системы Ульгорна и Тоннелье. При каждом рычажном станке занимаются двое рабочих: один подкладывает кружки и следит за ходом машины, другой занимается пересматриванием отчеканенных кружков.
Необходимые для чеканки монеты штемпеля приготавливаются, обыкновенно, на самих монетных дворах. В тех государствах, где выделка монеты сдана частному контрагенту, штемпеля изготавливаются правительственным медальером, состоящим в числе членов коронной монетной комиссии. Штемпеля приготавливаются следующим образом. Полосы, специально назначенной для этой цели стали распиливают на части, которые отковываются в болванки. Затем на них гравируют, требуемый рисунок. После этого штемпель подвергают закаливанию. Хотя степень совершенства вырезки штемпелей зависит лишь от таланта медальера, тем не менее техническая сторона медальерного искусства может быть значительно облегчена применением штемпелерезных машин, которые в последнее время достигли высокой степени совершенства.
Отчеканенная монета подвергается сортировке по наружному виду, что, обыкновенно, совершается руками рабочих. Затем на тех монетных дворах, где имеются взвешивательные машины Непера, отчеканенные кружки разбраковываются на вес. Допускаемый законом ремедиум на вес в разных государствах различен. Так, например, во Франции, Италии и некоторых других для золотой монеты от 1/1000 до 3/1000 (для 5-франковиков), для серебряной от 3/1000 до 10/1000 (для 20-сантимовой монеты). У нас в России для золотой 5-рублевой монеты ремедиум равен 5/1000, для серебряной одно рублевой равен 6/1000 и проч. Несмотря на столь значительный ремедиум, количество браков получается, обыкновенно, весьма значительное, которые поступают опять в переплавку.

Монета, призванная по виду и по весу годной, предварительно сдачи ее казначею, проверяется еще в пробе. На монетных дворах частных контрагентств проверка эта сложна: взятые на пробу кружки запечатываются в пакеты и отсылаются президенты монетной комиссии, который вместе с ее членами проверяет вес их и пробу. Монета же пересчитывается и помещается в особых кладовых, до решения о ее годности. На казенных монетных дворах особые пробиреры (обыкновенно двое), совершенно независимые друг от друга, берут на выдержку по нескольку кружков из поступившей к сдаче монеты, произведя им пробу, составляют письменный отзыв о ее результатах.
Условия существования современной монеты менее суровы, чем были раньше: хотя она теперь скорее изнашивается, но зато застрахована от выпиливания, просверливания и т.п. Изнашивание зависит от того, что каждый монетный кружок, находясь в обращении, постоянно подвергается влиянию химический деятелей, от которых он теряет в весе, становится легковесным. Главным химическим деятелем является пот, пристающий от рук к монете и способствующий окислению ее на счет кислорода воздуха, чему особенно подвергается медь. Поэтому потеря в весе наиболее замечается в низкопробной монете. Но еще более значительна потеря в весе от механического действия (трения), в одинаковой мере уничтожающего и медь, и золото, и серебро, причем обтертые частицы металла безвозвратно утрачиваются. Определение этой потери составляет интересную задачу, разрешить которую старались многие ученые и техники, с этой целью в разное время производились многочисленные опыты и взвешивания. Так, например, в 1859 году на Петербургском монетном дворе произведен был следующий опыт. Брали по 20 фунтов золотой полуимпериальной монеты и 20-копеечной серебряной, помещали их в бочки и подвергали равномерному вращению в продолжении 4-х часов, затем кружки вынимали, перетирали их в мешках с сухими деревянными опилками, для отделения от них приставших мелких частиц металла, и взвешивали. Оказалось, что 20 фунтов серебряной монеты потеряли 8 золотников, а 20 фунтов золотой монеты - 15 золотников. Значит, золотая монета, при обращении, несравненно скорее теряет свой вес, а так как золотая монета по ценности в 5 раз слишком превышает серебряную, - следовательно, потеря ее при обращении в 30 раз значительней серебряной монеты. В действительности же, в виду меньшего обращения золотой монеты, с нею обходятся осторожнее, а потому и потеря ее веса не так значительна.
Исследованиями над потерей веса золотой монеты при действительном обращении особенно много занимался английский ученый Джевонс. Он доказал, что только 19-летнее обращение золотой монеты уменьшает вес ее ниже нормы, указанной законом. Среднюю годовую потерю для каждой монеты он определял в 0,043 веса ее. Позже исследования профессора Мартина подтвердили выводы Джевонса.
Помимо качеств сплава, играющего огромную роль в вопросе об уменьшении убыли веса монеты во время ее обращения, потеря веса монеты много зависит также от ее формы. Чем поверхность монеты больше, тем скорее она изнашивается. Самую удовлетворительную в этом отношении форму представляет шар или короткий цилиндр, так как, сравнительно с весом, они имеют наименьшую поверхность. Но шар и цилиндр неудобны в обращении, почему и принят плоский кружок.
Наконец, отношение между диаметром и толщиною монет тоже имеет значение. Чем больше толщина, тем поверхность кружка менее, а следовательно - монета меньше подвергается истиранию. Но слишком толстые кружки неуклюжи и неудобны для обращения.


Источник: http://www.mail.ru

Категория: Начинающему коллекционеру | Добавил: worldofcoins (08.07.2008) | Автор: рассылка "Нумизматика"
Просмотров: 3071 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Coins World © 2025